Воскресная проповедь

Воскресная проповедь в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» настоятеля храма Алексея Китороги: «Сегодня на воскресной службе вы слышали притчу о милосердном самарянине. Книжник подошел к Господу и спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Этот вопрос волновал и волнует всех верующих. Вроде мы стали христианами, крестились, а что дальше делать? Господь спрашивает книжника: « А что сказано по этому поводу в священном писании?» И законник отвечает: «Возлюби Господа своего всем сердцем своим, всем разумением своим и ближнего твоего, как самого себя.» В этом весь закон и пророки. Наше представление о духовной жизни иногда только этим и ограничивается – надо возлюбить Бога и своего ближнего. Но это лишь Ветхий Завет. Это то, что было дано Моисею на горе Синай на каменных скрижалях. «Не твори другому того, чего не хочешь для себя». Но Господь неслучайно говорит своим ученикам: «Новую заповедь даю вам: Любите друг друга, как я возлюбил вас.» Чтобы понять эту заповедь нужно осознать, что сделал для нас Господь, какую жертву Он принес за нас. Какую любовь Он проявил нам с вами. Это очень сложно, очень трудно понять и невозможно осознать только рассудком. Человек постигает это лишь опытом своей жизни. В притче мы видим человека, которого избили разбойники. Проходит мимо священник – спешит по своим делам, может быть, в храм, может быть, в Иерусалим. Проходит мимо потомок Левия и тоже спешит по своим делам. Подходит самарянин. Если проводить аналогию с сегодняшним временем – человек, который живет неправильно, может быть, сектант или еретик, может быть, даже атеист. Но именно он подходит к этому раненому человеку и оказывает ему милость. Более того, он откладывает все свои дела, привозит его в гостиницу, оставляет деньги на уход и содержание пострадавшего и обещает, что заплатит и сверх того на обратном пути, если это будет необходимо для лечения. Сегодня акцент в этой притче хочется сделать вот на чем. Мы с вами христиане. Как мы должны относиться к людям других взглядов, других верований, может, даже сектантских, еретических, атеистических? Иоан Злотоуст говорит по этому поводу, что во что бы ни верил человек, он остается единосущным нам. Только с дьяволом у нас нет ничего общего. Человек же остается человеком, в основе его – образ и подобие Божие. Господь же говорит: «Не суди». Но в то же время мы должны обличать грех другого человека, грех христианина, который соблазняет своими действиями других людей. Мы не должны превозноситься над другим человеком, считать себя лучше другого. До тех пор, пока мы считаем себя «не хуже других», «мы неплохие люди», мы все свои труды, все свои старания умножаем на ноль. Смысл духовной жизни состоит не в том, чтобы ходить в храм, поститься, молиться. Смысл в том, чтобы осознать свои грехи, искренне в них раскаяться и попытаться изменить себя. А многие ищут в православии чувствований, благостного состояния души, радости. Это ложный путь, путь прелести. Человек, который тонет, не ищет радости, он ищет Спасителя — Христа. И смысл духовной жизни – Христос. И только, приближаясь к Нему (через покаяние, таинства, богоугодную жизнь), приходит истинная благодать, которой сподобились святые –как например, Серафим Саровский. Но не ради этого состояния человек трудится, а потому что любит Бога. Как нам доставляет радость сделать совершенно бескорыстно, искренне что-то для близких и дорогих нам людей. И Бога можно научиться любить только тогда, когда мы научимся бороться со своими страстями, со своими немощами. Говорить о любви без преодоления своих страстей – безумно. Страсти и любовь – несовместимы. Ибо любовь всегда жертвенна и бескорыстна. А любовь – ищет своего. Мы же, что можем – не делаем, а делаем то, чего не хотим – это мечтательный путь. Чтобы все-таки пройти правильный путь, надо ориентироваться на тех, кто смог пройти этот путь самоочищения, самопознания, путь святости. Тем более они записали все это для нашей пользы. А мы все ищем какие-то свои пути, которые уводят нас в сторону. Православный путь – это путь познания своей греховности, путь самоуничижения, путь смирения. «Бог гордым – противится, а смиренным дает благодать». Призываю вас, прежде всего, следить за состоянием своей души, своими немощами, своими слабостями. Наша задача – быть верными тому выбору, который мы сделали. Понимать суть православной веры и двигаться навстречу Богу. На всех призываю Божие благословение! Храни всех, Господь!»

Поделитесь: