Воскресная проповедь

09.02.2020. Воскресная проповедь протоиерея Андрея Зубарева в Неделю о мытаре и фарисее  в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». В этот воскресный день мы празднуем память святых новомучеников и исповедников русской земли! Сегодня, прославляя их, Святая Церковь призывает также каждого из нас помолиться об упокоении всех тех, кто, хотя и не был прославлен за свой подвиг, но лег в землю за веру Христову. Страшные последствия этой великой беды, грянувшей в нашей Русской Православной Церкви, откликаются до сих пор. А между тем мы должны четко осознавать, что буквально сто лет назад сотни, тысячи людей пострадали за веру. Точно так же, как сейчас мы стоим в храме, смотрим на иконостас, слушаем песнопения, они тоже смотрели, думали и молились. И казалось, все настолько стабильно, мощно и правильно, что ничего особо серьезного произойти не может. Но грянул гром, и «громоотводов» не оказалось у Русской Церкви по одной простой причине: в то время люди привыкли просто приходить в храм, молиться и думать, что этой молитвы, не сопровождаемой ни делами милосердия, ни добрыми делами, ни покаянием, ни исправлением, будет достаточно, чтобы Господь миловал русскую землю. Люди приходили в храм, чтобы замаливать грехи, как говорят в народе, как бы в компенсацию той безобразной, греховной жизни, которую они вели за пределами храма. И им казалось, что таким образом все сойдет им с рук. Но нет, не сошло, и последствия этого опасного заблуждения оказались величайшие. Мы видим сейчас, что церкви возрождаются, что храмы и души людей воскресают. Но мы должны понимать, что это не наша заслуга – очень немощных и духовно ленивых людей. А это заслуга всех тех, о ком Святая Церковь нас призывает помолиться. Заслуга всех тех, кто жил в такое время, когда люди находились буквально по колено в слезах и по горло в крови. И находясь в этом состоянии, исповедовали веру во Христа, бесстрашно шли на величайшие мучения, которых не претерпевали во многом и древние христиане. И среди них были не только архипастыри, пастыри и монахи, воспитанные на примерах древних подвижников из житий святых. Это были и самые обыкновенные немощные молодые девушки и ребята, мальчики и девочки. Но они понимали, что истина не за теми, кто творит зло, а за теми, кто творит добро, за теми, кто молится и исповедует веру в нашего Господа, который есть Любовь и Свет. Возрождение нашей Церкви – это их заслуга, и мы верим непреложно, что они молятся за каждого из нас. Сегодня мы прославляем тех, кто явился образцом благочестия в это страшное время, кто засвидетельствовал, что жизнь во Христе и любовь ко Христу сильнее всего в этом мире, и нет абсолютно ничего, что могло бы человека, истинно любящего Господа, отвлечь от этого важного делания. Когда мы читаем жития святых новомучеников и исповедников российских, мы убеждаемся, что для них пребывание с Господом, переживание Его благодати настолько было реальным и осязательным, что никакие муки не могли отвлечь их или переубедить. Но та высота, на которую поднялись святые новомученики и исповедники российские, конечно, не может сразу появиться в душе человека. Она приходит с течением времени как результат очень долгого, кропотливого, изнурительного труда, который мы называем духовное делание. Человек созревает в подвиге, рано или поздно, но он сподобляется того, чтобы Господь осенил его даром Божественной благодати. Но начинается этот подвиг всегда на путях покаяния, на путях смирения и раскаяния. И неслучайно, может быть, на этот воскресный день выпала Неделя о мытаре и фарисее – первая Неделя в череде подготовительных к Великому посту. Все мы знаем притчу, которую рассказал Господь ученикам и народу (см.: Лк.18, 10-14). Ее суть предельно ясна, сам Господь заключает притчу словами: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.»(Лк.18, 14). В преддверии Великого поста, подготавливая нас к покаянному деланию, Святая Церковь говорит нам, что самое страшное, что может быть в жизни или в мироощущении человека, это высокомерие. Господь для того пришел в мир, чтобы грешников спасти. Боговоплощение само по себе как явление было вызвано исключительно тем, что в мире не было человека, который бы не нуждался в спасении. И, с другой стороны, не было ни одного человека, который мог бы спастись своими собственными силами. Поэтому всякий нуждается во спасении, а это значит, что всякий пред Господом грешен. Любое осуждение, которое мы часто пытаемся выказывать как знающие люди, радеющие о том, чтобы все было в нашей жизни хорошо, есть лицемерие, косвенное или прямое. А лицемерие есть свидетельство высокомерия. Осуждение, по сути дела, делает нас в своих глазах праведниками. Ведь если я имею возможность судить другого на предмет, грешник ли он, и выношу этот суд, то значит, сам я праведник. Но как только я говорю и утверждаю это, я тотчас ставлю себя в разряд тех людей, кто не нуждается в Спасителе, потому что Господь пришел в мир грешников спасти. И предлагая нам из года в год сегодняшнее евангельское чтение, Святая Церковь пытается донести до нас эту самую, что ни на есть важную мудрость: в нашей жизни мы должны стараться научиться никого не осуждать, стараться всеми силами тот грех, который мы видим  в ближнем, увидеть обязательно в себе. Ведь если ты увидел грех в ближнем, это уже есть следствие того, что он имеется в тебе, причем не просто как грех или грешок, а как страсть. Неслучайно и Господь говорит: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7,3). Мы западаем на грехи наших ближних, но надо понимать, что окружающие раздражают нас своими грехами и поведением исключительно по той причине, что в нас самих находится эта же самая страсть. И вот, когда человек правильно расположится к восприятию того, что с ним происходит, и начнет задумываться, почему он судит и рядит других, то он увидит в себе такую бездну греха, что у него не останется абсолютно ни минуты времени, ни мгновения на то, чтобы заниматься другими грешниками. Ему своих собственных грехов до конца жизни, до порога смерти хватит. Успеть бы с ними разобраться! Тот, кто это осознает, по сути дела, становится тем мытарем из притчи, который стоял при дверях в храме, не смея поднять глаз на небо, только бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив будь ко мне грешному!». Но самое главное для нас с вами здесь – не перепутать одно с другим: Господь не прославляет мытарей и не осуждает фарисеев, нет. Во всяком, так сказать, чине человеческого бытия и служения может быть и мытарь, и фарисей. Все зависит исключительно от одного – насколько мы страдаем своей собственной гордостью. Помощи Божией, дорогие братья и сестры! В предстоящие седмицы, Недели, воскресные дни ждем вас всех в храме для молитвы, чтобы настроиться на правильный лад и с пользой пройти предстоящее нам поприще Великого поста.      

Поделитесь: