Воскресная проповедь

Воскресная проповедь настоятеля  храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» Алексея Китороги. «Сегодня мы слышали эпизод из  Евангелия о том, как Господь исцелил согбенную  женщину, которая была одержима духом нечистым уже 18 лет, ходила скрюченной.  На это исцеление тут же обратил внимание начальник синагоги и сказал, что «есть шесть дней недели, в которые исцеляйте, добро творите. Седьмой день – суббота – священный день для иудеев посвящайте Богу». На  что Господь ему отвечает: «Разве вы в субботний день не идете отвязывать своих волов, не даете им пищу, не даете им питие? И неужели человек заслуживает меньшего внимания, чем скот, который вы обслуживаете даже в день субботний?» На эти слова те, кто был против Христа – устыдились, а кто был за Христа – радовались. Обращали ли вы внимание на то, как часто упрекали Господа за то, что он творил добрые дела, особенно, когда исцелял больных, хромых и слепых? Дело в том, что в соответствии с ветхозаветным пониманием, если человек здоров, благоденствует, у него есть богатство, слава и власть, значит, Бог ему благоволит. Значит, человек праведный. Если человек в жизни – несостоявшийся, немощный, болящий и т.д. – это говорит о том, что человек грешник. И если получается, что явных грехов у человека не видно, значит, есть тайные грехи. Мы знаем это на примере праведных Иакима и Анны, Захарии и Елизаветы, других праведников Ветхого завета, которые не имели детей, были несостоятельны. В обществе это порицалось и осуждалось. Это проявляется и в эпизоде, когда Иисус Христос встречает слепорожденного, и ученики спрашивают: «Кто согрешил — он или его родители?» У них даже не возникает мысли, что болезнь может быть не связана с грехом, а вызвана какими-то другими причинами. От этого ветхозаветного сознания мы недалеко ушли. Мы часто рассуждаем так же. Встретив верующих знакомых, на вопрос — «Как дела?» — мы услышим ответ: «Слава Богу!» Никто не скажет: «Слава Богу – руку сломал  или с работы уволили». Такого в нашем сознании нет.  Мы думаем, что за добродетели нас Господь награждает, а за грехи наказывает. Мы не перешли в новозаветное сознание, что Господь – есть любовь. И все, что Он творит, все для блага человека. И даже если человек ломает руку или даже умирает, это творится для блага человека. Мы должны это понимать. Скажем, у человека – аппендицит. Один врач его утешает, дает таблеточку, человек успокаивается. Но проблема не решена, и в итоге человек погибает. Или другой врач говорит, что нужна операция, будет наркоз, боль, иначе ты погибнешь. Кто из этих двоих несет благо для человека? Конечно, никто не хочет ложиться под нож, но если он здравый человек, он понимает, что только операция может спасти его жизнь. Господь иногда как хирург в нашей жизни. Мы часто не понимаем, как мы живем, в чем мы пребываем, как повреждена наша природа. Мы с вами мечтаем о Царстве Небесном, но живем не так, как должны. И нам нужно осознать, что когда мы делаем что-то доброе, мы не Богу угождаем. Или если злое – Ему досаждаем. Как пишет, например, Исаак Сирин, «когда мы делаем что-то доброе, мы сродняемся по духу с Сыном Божиим. Когда мы творим что-то злое, мы сродняемся с духами злобы.»  И те болезни, скорби, которые мы имеем, это следствие наших грехов. И мы должны, прежде всего, в себе искать причину происходящего. Внешнее дело может быть одно и то же, но внутренние причины совершенно разные. Можно делать доброе дело и тщеславиться, строить храм и писать на мраморной табличке, что «это я пожертвовал», чтобы все меня восхваляли, оказывали уважение, почтение. А можно это сделать так, чтобы никто этого не знал. И Господь, видя то, что делается втайне, воздаст явно. А может быть, воздаст явно, но уже в будущей жизни.  Добро мы делаем, чтобы проявить любовь к Нему. Ведя здоровый образ жизни, что мы делаем? Мы заботимся о своей жизни, чтобы она была полноценной, здоровой. Если человек не следит за своим здоровьем, неправильно питается,  курит, кто виноват в этом? Бог виноват?  Точно так же в духовной жизни. Господь исцеляет больных. Но это не значит, что они как-то особенно провинились по сравнению с остальными. Все грешные. Когда кто-то попадает в какую-то катастрофу, погибает, это не значит, что эти люди были грешнее, чем мы. Мы должны внимание обращать на себя, на свои грехи, на свои чувства и мысли. И не думать, что мы лучше других. Когда мы думаем так, мы не даем Богу действовать в нас. Есть законы физического мира, есть законы духовного мира. Когда мы возвышаем себя над другими людьми, когда мы гордимся, мы запрещаем Богу входить в нашу жизнь. Когда человек осознает свои немощи, страсти, страдания, он понимает, что мучения, которые он испытывает и физические, и душевные, – это следствие его неправильной жизни, его неправильных поступков. То Маловерие, которое в нас есть, та теплохладность, которая в нас есть – это все следствие нашего образа жизни. Господь может нам дать и веру, и радость, и счастье. Но если в нашем сердце нет стремления к доброму, светлому, если у нас все по накатанному – пришел, грехи сдал, чистенький – свободен; опять нагрешил, опять сдал… То мы с вами не понимаем разницу между грехом и страстью. Если мы не понимаем, что не грехи надо сдавать, а жизнь свою исправлять. Если мы не стараемся, не стремимся, то, о каком же благе мы можем для себя говорить? Мы не даем Богу действовать в нас. По мере очищения души человек приходит к осознанию своей греховности. И для такого человека слова «Спаситель, Искупитель» — это уже не просто слова. Человек уже опытно в своей жизни начинает понимать,  в чем заслуга и великая жертва Христа. Если бы нужны были только правила, достаточно было бы уже заповедей. Но Господь Сам приходит в этом мир. И важно понимать, для чего Он это делает. Люди в большинстве своем этого не понимают. «Зачем идти в храм? Не хочется. И так все нормально. Я не хуже других живу. Ну, надо бы сходить в храм, чтоб полегче стало».   Так и говорят на исповеди. Не изменить свою жизнь – «облегчить душу». Так нельзя. К Богу надо относиться искренне, с любовью. Когда мы любим другого человека, мы стараемся что-то делать для него, ради него.  А когда мы говорим о любви к Богу, мы должны осознавать, что Он неизменен, Он самодостаточен. От того, что мы делаем, Ему ни теплее, ни холоднее, ни горячее. Он неизменен, Он абсолютен. Мы, в первую очередь,  меняем свою душу, даем возможность Богу действовать в нас. Стяжать «дух мирен», о котором говорят все святые. Не нужно перекладывать ответственность на плечи другого, своей головой думайте. Думайте, сверяйте, читайте. Сверяйте свою меру с тем, что вы можете. Делайте то, что вы можете делать. Потихоньку. А духовные дары, счастье, радость и все прочее — это дар Божий нам , но дар за намерение, за стремление, за старание. Если этого нет ничего, а только «ты – мне, я – тебе», ничего этого не ждите. Это только самообман. На всех призываю Божие благословение. Храни всех Господь.»

Поделитесь: