Воскресная проповедь о. Андрея Зубарева в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Неделя 23 по Пятидесятнице: не богатство преграждает путь к Богу, а равнодушие. Притча о богаче и Лазаре. (Лк.16, 19-31)
«В этот воскресный день в храмах читается евангельская притча о богаче и Лазаре. (Лк. 16, 19-31).
Христос рассказывает ее, как бы отвечая сребролюбивым фарисеям, которые посмеялись над Его утверждением, что важнее творить милостыню и проявлять снисхождение к ближним , чем формально следовать букве закона. (Лк. 16, 14)
В Евангелии неоднократно упоминается о том, что иерусалимская знать и представители римской власти насмехались и глумились над Христом. Почти все эти эпизоды относятся к последним дням Его земной жизни: глумление раздосадованного Ирода, который с нетерпением ожидал от Христа чуда (Лк.23,11), издевательства римских воинов во дворце Пилата, жестокие насмешки простолюдинов и иудейских старейшин у Креста: «Других спасал; пусть спасет Себя Самого» (Лк. 23, 35). Так проявлялось разочарование людей в Том, цели пришествия Которого в мир они не поняли, связывая с Ним свои надежды лишь на земное процветание.
Насмешки в адрес Христа раздавались и прежде. Вспомним, как у смертного одра дочери Иаира смеялись над Его словами о воскресении умершей неверующие в бессмертие человеческой души. (см.Лк.8,53).
Смеются над словом Божиим и сегодня. Дегуманизация культуры, воспевание алчности, беспринципности, манипулирования людьми, культ индивидуализма и нарциссизма, отсутствие сопереживания – все эти опасные тенденции навязываются современному человеку и всему обществу. Основной тенденцией становится безверие и неприятие евангельской любви к ближнему.
Христос говорит: «Не можете служить Богу и мамоне» (Лк. 16, 13), а мир цинично отвечает: «Стань миллионером! Будь не Христовым, а слугой мамоны» Спаситель призывает: «Возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф.16, 24), мир же учит: «Берите от жизни все».
Нам же особенно важно услышать ответ Христа на эти насмешки, поскольку не только свидетели Его земной жизни, но и многие живущие в XXI веке люди видят в благотворительности лишь формальность, мертвую букву закона или повод к тщеславию.
В притче о богаче и Лазаре Христос говорит о посмертной участи человека. Незлобивый Лазарь, находясь в болезни, каждый день был на краю смерти, тем самым являя бессилие человеческой природы перед последствиями Адамова грехопадения. Богач, напротив, был увлечен своим успехом, ежедневно упивался разгульной жизнью, удовлетворяя все свои похоти и страсти. Презирая бессилие, он не обращал внимания на нуждающегося человека у своих ворот.
После смерти же он чувствует на себе действие неумолимого закона воздаяния. Для него закрылся доступ к благам временной жизни, и он опаляется огнем страстей, требующих непрестанного насыщения. Еще при жизни он стяжал в своем сердце адское состояние самолюбия и гордости.
Испытывая внутренние терзания, богач желает получить облегчение извне. Он видит Лазаря, который пребывает в месте покоя ветхозаветных праведников, и просит Авраама: «Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16, 23-24).
Богача нисколько не смущает, что это причинит Лазарю боль. Всю жизнь он использовал окружающих в своекорыстных целях, пользовался людьми, не обращая внимания на их страдания. Смерть полагает предел возможности изменять вектор нравственного развития, и теперь он уже не способен к духовному перерождению, соединяющему с Богом. Вот почему так важно именно при жизни научиться сопереживанию, милосердию, видению своей неправды и другим евангельским добродетелям.
Притча о богаче и Лазаре призывает нас творить добро, использовать каждую возможность для преображения своей души, приобретения любви к ближнему.
Не богатство преградило богачу путь к Богу, а равнодушие, нежелание использовать то, что дал Господь для облегчения жизни других людей.
Не оставим же в небрежении дело нашего спасения! Проявим чуткость и любовь к ближнему, снисходительность к окружающим нас людям, помня слова Христа: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Рядом с нами всегда есть те, кто испытывает нужду в нашей любви и поддержке, в нашем участии, сострадании, прощении. Будем же милосердны к ним, как Господь милосерден к нам.»