Пост – благоприятное время покаяния

Неделя 3-я Великого поста. Воскресная проповедь протоиерея Андрея Зубарева в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» 22 марта 2020 г. В одной христианской притче рассказывается, как жил однажды человек, который постоянно грешил, но всегда каялся. Так продолжалось всю его жизнь. Когда этот человек умер, дьявол хотел забрать его душу к себе и говорит Богу: «Он мой.» Но Господь ему ответил: «Нет, он покаялся». Дьявол настаивал на том, что человек этот был склонен грешить, а потому душа его принадлежит аду. Но Бог не уступил ему, говоря, что, «если ты, будучи злым, готов простить человеку его покаяние, то тем более Я приму его обращение ко Мне в покаянии» ( святитель Николай Сербский). Таков в действительности каждый человек. Несмотря на все старания жить по заповедям Божиим, он постоянно согрешает. Ну а тем более греху подвержен тот, кто не задумывается о спасении и всецело погружен в суету земной жизни. Если бы не было возможности покаяния, то ни один человек не мог бы спастись. Призыв к покаянию звучит на протяжении всей новозаветной истории – от проповеди  Иоанна Крестителя (Мф.3, 1-2) до проповеди апостолов Христовых (Деян.2, 38; 3, 19). Возвещая о приближении Царства Божия, Спаситель указывал на необходимость каяться (Мф. 4,17; 1, !5). Он предупреждал, что тот, кто не покается, погибнет (Лк.13, 3), а о покаянии даже одного грешника радуются ангелы (Лк. 15, 10). В третью Неделю Великого поста совершается поклонение Животворящему Кресту Господню. Так Церковь напоминает, какой ценой приобретена наша свобода от греха, свобода быть детьми Божиими. Задумаемся же сегодня о том, что каждый совершаемый нами грех лишает нас благодатного богосыновства. Осознав это, мы поймем, что лежащий в центре храма Крест призывает нас,  согрешающих, воссоединиться со Христом в Таинстве Покаяния. Именно для этого  в середине Великого поста  выносится из алтаря Крест, чтобы напомнить – им мы спасены. Но исповедь необходима не только перед Причащением. Человек должен подходить к исповеди чаще, особенно когда совесть напоминает ему о совершенных грехах. Исповедь – это самостоятельное Таинство, которое совершает Сам Христос. В одной из молитв во время исповеди священник говорит: «Христос невидимо стоит, приемля исповедание… аз же точию свидетель есмь». Именно перед Христом мы на исповеди открываем свои грехи в присутствии священника. Святитель Феофан Затворник ободряет исповедующегося: «Смирись же перед Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Чем безжалостнее будешь е себе, тем больше жалости явит к тебе Господь». По существу, исповедь является для христианина  вторым Крещением. Так же  как при Крещении через исповедание грехов человек воссоединяется с Церковью. В молитвах во время совершения этого Таинства священник просит Христа: «Прими и соедини его Святей Твоей Церкви». Приступающий к исповеди должен иметь покаянное настроение души. У каждого человека есть совесть, этот его внутренний судья. У одних она откликается на каждый, даже малый поступок, а у других и на смертные грехи не реагирует. Покаянному настроению помогает чтение Евангелия, ибо, читая Евангелие, человек видит свое несоответствие  правде Господней. Развивать видение своих грехов необходимо с юности. Ребенку с ранних лет следует объяснять заповеди Божии и приучать читать Евангелие. Это поможет ему привыкнуть сопоставлять свои поступки  со словом Христовым, и к семилетнему возрасту, когда по традиции, дети начинают исповедоваться, он сможет осознанно приносить покаяние и, возрастая, не утратит связь с Богом. Принеся покаяние, необходимо прилагать усилия, чтобы не возвращаться ко греху. Людям, пришедшим на Иордан, святой пророк Иоанн Креститель говорил: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 8). Покаявшемуся необходимо не допускать неправды в своей жизни. Мы готовимся к празднику Пасхи, но чтобы почувствовать спасительность этого дня, надо подойти к нему с чистым сердцем, ибо лишь « чистые сердцем Бога узрят». Время поста – благоприятное время для покаяния, живительное действие которого, по словам старца-исповедника преподобного Никона Оптинского, воскрешает душу человека. Аминь.

Поделитесь: