
1. КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА –вода, чудесно приобретающая благодатные и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением (водосвятием). Святая вода обладает особыми свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. К ней христиане имеют великое благоговение.
2. Принимать святую воду принято натощак вместе с просфорой после прочтения утренних молитв. Пить ее следует благоговейно, с молитвой, чтобы этот дар Господень был во здравие души и тела. В случае болезни можно пить святую воду, по мере необходимости (также можно пить крещенскую воду в стремлении избавиться от сильного действия какой-либо страсти или скорби).
МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
3. В силу разных обстоятельств, хотя и весьма редко, бывает так, что вода приходит в состояние, не допускающее употребление. В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое место – в проточную реку, например, или в лесу под дерево, а сосуд, в котором она хранилась, больше не использовать в быту.
4. Святую воду называют и крещенской, и богоявленской – речь идет об одной и той же воде. Некоторые думают, будто бы Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник и в сам день праздника, не одинакова. Это суеверие!
Благодать освящения подается воде одна и та же.
18 и 19 января вода освящается одним и тем же чином, поэтому различать их не следует.
5. Крещение Господне и Богоявление — это один и тот же праздник.
Крещение Господне также называется Богоявлением, потому что при Крещении на Иордане явился Бог в трёх лицах, Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и был засвидетельствован от Бога Отца, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
6. Традицию освящения воды Святая Церковь сохраняет еще с апостольских времен — празднует день Святого Богоявления, заповедуя в своих постановлениях так: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Праздничное освящение воды ведет свое начало от традиции Иерусалимской Церкви, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан и водоосвящение в воспоминание Крещения Спасителя. Издревле и в Церкви Русской, подражая Иерусалимской, совершается в дни навечерия праздника и в сам день Богоявления торжественное водосвятие.
7. Святой водой с молитвой «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа» можно окропить свой дом, место работы и учебы, автомобиль и иные вещи.
8. Святую воду можно разбавить простой чистой водой, и она будет также полна благодати. Поэтому вовсе не стоит надрываться, унося из храма 30-литровую канистру. Достаточно взять небольшую бутылку и расходовать ее равномерно весь год.
9. Хранить святую воду можно как в пластиковой, так и в стеклянной посуде, поставив ее, например, рядом с иконами. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время.
10. Купание в проруби — всего лишь народная традиция и не является Церковным Таинством, очищающим душу от грехов. Надо помнить, что грехи прощаются только в Таинстве Исповеди.
11. Бывает ли, что святая вода «не помогает»? Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный,— говорил Спаситель о своих неверующих современниках,— ищет знамения; и знамение не дастся ему». Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.
В храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» святую крещенскую воду можно взять до конца января во время, когда открыт храм.