Всегда благодарите Господа!

Воскресная проповедь в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы» настоятеля храма Алексея Китороги 22 декабря 2019 г. «Сегодня на литургии звучал отрывок из Евангелия о 10 прокаженных, который вы не раз, наверняка, слышали. Это история о том, как Господь встретил 10 прокаженных и они стали просить Его об исцелении. И Он, исцеляя их, говорит им, чтобы они пошли и показались священникам, которые засвидетельствуют, что они здоровы. Уже по дороге эти десять человек осознают, что они исцелились, они чувствуют, что стали здоровыми. Но только один из них возвращается обратно, чтобы поблагодарить Господа. Это был самарянин, с которыми израильтяне не общались, т.к. самаряне отступили от Бога, хотя и признавали Его и чтили пятикнижие Моисея, но верили и в языческих богов, поскольку смешались с родом язычников. Самаряне в глазах израильтян – грешники. Господь же говорит, что мытари и грешники предваряют Царство Небесное. Дело в том, что спасение зависит не от того, насколько мы внешне праведны или даже внутренне праведны. Наше спасение зависит от того, как мы себя осознаем, ощущаем себя перед Богом и перед ближними. Мы говорим, что с гордостью надо бороться. На языке аскетов, святых отцов, гордость — это «мнение о себе самом». Постоянно, что бы мы ни делали, мы начинаем мнить о себе. Что мы не такие, как другие, что-то можем, что-то умеем. Порой это мнение о себе явно – человек горделив, высокомерен. Но мы ходим в церковь, понимаем, что гордость отдаляет нас от Господа. И порой человек внешне стремится быть благочестивым, кротким, терпеливым, соблюдает заповеди Божии, но в своей душе мнит, что он на верном пути, что он все делает правильно, соответствует тому идеалу, к которому призывает нас Церковь. И вот это как раз и говорит о том, что смирения нет. Это очень сложно и тонко. Неслучайно, святые отцы называют науку о духовной жизни – наукой из наук. Пример святых говорит об этом. Пимен Великий на смертном одре молился Богу, чтобы Он еще дал ему время на покаяние. И говорил своим ученикам: «Поверьте, братья, куда ввержен сатана, туда буду ввергнут и я». Преподобный Макарий Великий, чью молитву мы повторяем в утреннем правиле говорит: «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою». То есть – никогда ничего благого, доброго не сотворил. В святоотеческой литературе говорится, что святые оплакивали добродетели, как грехи. Дело в том, что когда человек живет тонкой духовной жизнью, он начинает видеть, что ни одного дела, даже доброго он не может во исполнение заповедей сделать чистым, без мнения о том, что он делает что-то важное, значимое. Без мнения о том, что он лучше других. Как раз в этом великая опасность и заключается. Как говорит Никон Воробьев, для нашего времени единственным способом спасения является безропотное терпение своих скорбей. И еще покаяние. А то, что мы не можем восполнить недостаток духовного делания, это достигается терпением скорбей. Вот и здесь, обращаясь снова к прокаженному, мы можем с вами вернуться к предыдущей проповеди – нужно благодарить Бога за все. Мы настолько отвыкли от этого, что уже Феофан Затворник, который жил в XIX веке, толкуя этот эпизод Евангелия, говорил: «Не так ли и мы с вами поступаем. Всего лишь 10% возвращаются, чтобы поблагодарить Бога.» Как правило, мы привыкли благодарить Бога за какие-то явные Его благодеяния. О чем-то молили, чудо получили, Господь помог, надо поблагодарить. Совершенно забываем, что Бог заботится о нас каждую минуту, каждое мгновение нашей жизни. И все, что происходит в нашей жизни, происходит по Его великой благости, по Его любви к нам. Что бы это ни было. Даже и смерть. Это дико осознавать людям нецерковным, далеким от веры, от понимания загробной жизни. Как бы ни закончилась жизнь человека, значит, это был самый подходящий момент для перехода в иную жизнь. Это все для спасения его души, потому что Господь любит каждого человека и любит всех одинаково. Мы не привыкли Его благодарить за какие-то скорби, испытания, болезни, трудности. Мы привыкли ждать от Бога только благодеяний, только помощи в разрешении наших земных проблем, улучшении нашего материального благополучия, семейных отношений. Мы забываем, что все, что происходит в нашей жизни, мы должны принимать с благодарением. Но даже когда мы получаем явную помощь Божию, как эти прокаженные, мы не всегда приходим благодарить Господа. Во втором зачале Евангельском эпизод из жизни Христа, когда Он был окружен народом: пришли Матерь Божия и его ученики. Они не могли попасть к Нему, Ему передали это, и Господь говорит: «Матерь Моя и братья Мои — суть слушающие слово Божие и исполняющие его». О чем это? Люди себя называют верующими, но они не могут ответить на вопрос, что такое «вера». А Господь прямо говорит: верит тот, кто слушает слово Божией и исполняет его. Законы, заповеди Божии – это не внешний закон, не то, что извне, по прихоти Божией. Это закон, который закреплен в естестве нашем. Когда мы с вами грешим, тем самым мы не прогневляем Бога, а губим свою душу, потому что мы сотворены по образу и подобию Божию. И когда мы согрешаем, проявляем свою волю, отличную от воли Божественной, мы себя от Бога отсекаем, отстраняем от Бога, удаляем от Него. Господь в нашем случае – это источник жизни. А мы своими греховными произволениями сродняемся по духу не с Богом, а с дьяволом. Об этом говорил еще Антоний Великий. Не случайно с грехопадением Адама и Евы в нашу жизнь вошла смерть, тление, болезни. И страстность — в смысле подверженность скорби и страданию. Кто-то скажет, почему я должен страдать за грех, который не совершал, а совершили прародители? Но можем ли мы хотя бы день прожить без греха? Мы согрешаем десятки раз на дню. А может, и больше. Они, однажды согрешив, действительно отпали от Бога и поплатились за это. Но если у Адама и Евы не было возможности изменить себя, возможности к спасению, потому что Христос еще не пришел в этот мир, то у нас возможность к спасению есть. Христос – это Бог Слова, вторая ипостась Святой Троицы, Который воплотился в плоть тленную, страстную человеческую. Не имея при этом личного родового греха. Он был зачат от Духа Святаго и Пресвятой Девы. Это тайна для нас. Господь единый без греха. Он был подобен нам, но без греха. И в Себе Самом исцелил поврежденную человеческую природу. Поэтому мы называем Его Спасителем. Неслучайно Церковь называет Его вторым Адамом, т.к. Он восстановил человеческую природу, как венец творения Божия. И мы с вами имеем возможность приобщаться к этой природе. Да, мы согрешаем, отсекаем себя от Бога, но у нас есть возможность уврачевать это. У нас есть возможность стать сопричастниками жертвы Христовой, и иметь возможность при правильном устроении духовной жизни после смерти душе идти не в Шеол (*тексты Ветхого Завета рассматривают шеол как место обитания всех умерших, независимо от их образа жизни на земле), а в рай, где есть Господь. Особое отношение в христианстве не только к душе, но и к телу. Тело – тоже творение Божие. Это часть нас. Нужно, чтобы человек был целостным, целомудренным. «Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века». Мы верим, что в первый раз Господь, придя в мир, дал возможность исцелить душу человека. А во втором пришествии – исцелит наши тела. Не просто, какие мы имеем сейчас, а преображенные. Воскресение – это же не просто оживление. Это преображение. На примере Евангелия мы видим, как Господь после Воскресения был на земле в течение сорока дней. Тело Его было иное. Даже тот факт, который мы сегодня слышали в Евангелии, что ученики не узнали Его после Воскресения, а только через преломление хлеба. Тело другое, преображенное, не подвластное физическим законам, по которым мы с вами живем. Наше с вами устроение должно соответствовать тому прокаженному, который пришел, увидел благодение Божие и тут же вернулся, чтобы поблагодарить Того, Кто его исцелил. И мы должны чаще обращать внимание на все благодеяния Божии и благодарить Его за все. Иоанн Златоус, которого мы вспоминаем на литургии, говорил: «Слава Богу за все!» А в его жизни было очень много скорбей. Вплоть до того, что его лишали сана архиерейского, собирался собор, отправляли в ссылку неоднократно, претерпевал страдания от императора. И в конце концов жизнь свою закончил в ссылке. И тем не менее, он говорил: «Слава Богу за все!», а Церковь его память хранит. И нам нужно учиться благодарить Бога, а не мнить о себе самом. Смиренный по-настоящему человек никогда не видит себя смиренным. Чтобы хотя бы немного в себе разобраться, нужно обращаться к тем, кто достиг идеалов христианской жизни здесь, на земле – к нашим святым. На всех призываю Божие благословение. Храни всех, Господь!

Поделитесь: